Адрес
Рязанская обл., Рязанский р-н, с. Екимовка, д. 9
Контактный телефон
37-88-11

Педагогическая гостиная

Копилка передового педагогического опыта


К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Изучение и обобщение передового опыта рассматривается в психолого-педагогической литературе как неотъемлемая составная часть любого педагогического исследования, как метод и как особый вид исследования, направленного на выявление и пропаганду достижений педагогов.

«Передовой педагогический опыт» относится к числу фундаментальных категорий педагогической науки, поэтому следует определить сущность этого понятия. Он может рассматриваться как нечто новое, неизвестное ни науке, ни практике, а может быть определен просто как педагогическое мастерство педагога.

Для оценки педагогического опыта используются следующие критерии:

1)      высокая результативность и эффективность (результаты воспитания и обучения должны быть выше, чем у других);

2)      наличие элементов новизны (подразумевается различная ее степень: от модификации отдельных сторон педагогического труда до научных открытий);

3)      оптимальность (достижение более высокого результата возможно при рациональной затрате времени и сил педагога и воспитанника);

4)      актуальность (Высокая значимость данного опыта, соответствие требованиям жизни, тенденциям общественного развития);

5)      возможность творческого применения опыта (подтверждение в работе других педагогов).

Обобщение опыта- это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Обобщение педагогического опыта:

  • Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого - либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное
    его описание;

  • Результат методической деятельности, ее продукт;

Обобщить свой собственный опыт— это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

  • Что я делаю? (предмет деятельности)

  • Для чего я это делаю? (какова цель?)

  • Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

  • Какой это дает результат?

  • За счет чего этот результат достигнут?

При описании опытасначала нужно определить и выделить те основания, на которых происходило его обобщение. Далее должно следовать описание самого опыта как представление частного случая этого общего. Например, Вы можете описать опыт работы по системе «Школа 2100»и показать, как в своей практике Вы опираетесь на основные дидактические принципы данной системы и в чем состоит именно Ваша, индивидуальная манера работы. Аналогично может быть раскрыта система работы по экологическому воспитанию, где показано не только то, каким образом Вами реализуется авторская концепция программы Рыжовой, но и какова Ваша собственная трактовка содержания учебного материала, что Вы внесли своего, чем при этом руководствовались и какие получили результаты.

Обобщение опыта- это аналитическая деятельность. Сложность процесса самостоятельного обобщения опыта состоит в том, что педагогам далеко не всегда верно удается определить то общее, с которым соотносится их собственный опыт, так как, обобщая свой собственный опыт, человек нередко выдает желаемое за действительное, соотносит свою собственную практику с какой - нибудь новой модной технологией и находит в ней общие элементы.

Представлятьпедагогический опыт необходимо в виде краткого, конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые Вы используете в своей практической деятельности.


Методика описания педагогического опыта

Педагогическим опытом является такой опыт, который имеет положительный результат.

1. Теоретическое обоснование
Раскрываются концептуальные основы данной темы, на основании каких трудов опирается педагог, обязательные сноски, название труда, автор.

2. Ведущая цель
Это центральная, основная мысль, определяющая сущность опыта и предусматривающая вариативность форм его применения. Это выделение главного, наиболее существенного в деятельности педагога. Т.е. характеристика конечного результата.

3. Задачи
Вытекают из цели и конкретизируются по её достижению.

4. Технология
Система конкретных педагогических действий: организация, содержание, методы, формы, приёмы воспитания и образования.

5. Условия
Которые помогают решить поставленные задачи и достичь цели:

  • Теоретическая заинтересованность

  • Профессиональная компетентность

  • Построение развивающей среды

  • Использование нововведений, новых форм занятий

  • Сотрудничество и партнёрские отношения с детьми и родителями

  • И др.

6. Основные принципы работы педагога

  • Самоценные основы

  • Вариативность видов деятельности

  • Принцип результативности

  • И др

7. Результат
Вывод о том, каковы результаты данных педагогических действий, чем они отличаются от результатов других. Необходимо дать оценку условиям, при которых данный опыт эффективен. Результатом могут служить данные проведённой диагностики, выход на следующие задачи.




Типичные ошибки при обобщении и описании опыта:

  • В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный;

  • При  обобщении  опыта происходит углубление  в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта;

  • Описывается не существующее, а желаемое;

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

  1. Название методической темы, связь с методической темой ДОУ.

  2. Актуальность выбора методической темы

  3. Этапы работы по самообразованию

  4. Описание этапов

    • Изучение методической литературы (с названиями изученных трудов, авторами – несколько наименований)

    • Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме

    • Реализация плана (составление конспектов занятий, развлечений, и т.д.)

    • Составление рабочей программы (если есть). Краткое описание программы. Кружковая работа. Описание программы кружка (кратко).

    • Методы и приемы, используемые в работе. Инновационные технологии.

    • Описание полученных результатов (они должны быть, даже если они не совсем положительные)

    • Распространение опыта внутри учреждения, среди родителей, среди педагогов города.