Адрес
Рязанская обл., Рязанский р-н, с. Екимовка, д. 9
Контактный телефон
37-88-11

Методическая копилка

Рубрика «Методическая копилка» — это лаборатория творческого труда педагогов, в которой размещены актуальные материалы, способствующие эффективной реализации образовательной деятельности. Рубрика создана с целью развития единого образовательного информационного пространства Учреждения, распространения и популяризации передового педагогического опыта, создания условий для творческого саморазвития педагогов.




 

Консультация для педагогов: “Основные требования к организации и проведению занятий в первой младшей группе.

В первой младшей группе необходимо каждую неделю с детьми проводят занятия по развитию речи. Известно, что речевое умение или навык не могут быть сформированы за один раз. Поэтому новый программный материал, который давался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более одного-двух дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых осваивается один и тот же материал (закрепляется, усложняется и.т.д.), допустимы в 5-6 и более дней.

Как правило наблюдения показывают, что для освоения одних умений ребенку третьего года жизни достаточно одного-двух занятий, для освоения других – гораздо больше, например для развлечения и запоминания названий мебели, овощей и.т.д. Этим и объясняется разное количество занятий, посвященных освоению того или иного программного материала.

В первой младшей группе на многих занятиях решается несколько задач развития речи и мышления при одной ведущей. Например, основная задача занятия – познакомить детей с потешкой. Параллельно, по ходу ее осуществления, воспитатель сообщает детям новые сведения (зайцы едят капусту, а мышки грызут хлебные корочки); упражняет в выразительном чтении (строчки «травка-муравка со сна поднялась» дети учатся произносить негромко, не торопясь); отрабатывает четкое произношение некоторых трудных слов (со сна, за зерно, взялась, капустка, корка и др). Младшие дошкольники любят заниматься. Но произвольное внимание и память у них не совершенны. Ребенок с трудом сосредотачивается на всем том, что его не заинтересовало, не удивило, не принесло радости. Поэтому планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить и как это лучше сделать. Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Например: «Сегодня я вам прочту очень интересное стихотворение про калачи, баранки, птиц грачей и покажу их», – рассказывает педагог детям, готовя к занятию фланелеграф и картинки.  При этом воспитатель охотно принимает помощь детей, пытающихся вместе с ним принести мольберт, придвинуть стол с игрушками, за которым он будет сидеть, и.т.д.

Можно заранее (за 3-4 мин до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать. Целесообразно разрешать детям потрогать, подвигать их и одновременно приучать придерживаться правила: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя. Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, «приходящая» только на занятия. Желание подержать эту вещь у детей так велико, что они тянут ее каждый  свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить на специально отведенное для нее место: например, на шкаф, так чтобы все ее хорошо видели, но не могли достать. Дети быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использована. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя.

Большое значение в проведении занятие имеет речь воспитателя, его умения разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует предусмотреть заранее. Прежде всего это те обороты речи, которые мы стремимся сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качество предметов, синтаксические конструкции, которые дети начинают употреблять в этом возрасте, в частности предложения с однородными членами и.т.д. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.


Консультация для педагогов: “Методика загадывания детям загадки”.

Как и при каких обстоятельствах лучше всего загадывать загадки детям?

Загадывание загадок в детском саду практикуется и в связи с режимными моментами, и во время прогулки, и чаще всего, в процессе игры. Например, увидев как женщина с ведрами на коромысле пошла по воду, воспитатель, указывает на нее, и говорит: «два братца пошли в реку купаться». В таких случаях детям бывает легко соотнести загадочные образы с предметами, которые они видят.

В процессе загадывания и разгадывания загадок на прогулках или занятиях у детей развивается наблюдательность, умение подмечать характерные признаки предметов. Для детей средней группы подбираются загадки и предметы, близкие им. Детям предлагают внимательно рассмотреть предмет и назвать его основные признаки, характерные особенности. Например, дети сначала рассматривают стол, описывают его: «У стола есть крышка, ножки», а потом воспитатель им загадывает: «Четыре брата под одной шапкой стоят».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в загадке обычно дается краткое и точное описание предмета. Очень часто, выслушав загадку, дети стремятся дать ответ, не вникая в ее смысл.  Например, им  предлагается загадка:

Летит, гудит,

Пешком идет,

Землю роет.

Рогат да черен,

Шесть ног, а не проворен.

                                     (Жук)

Дети, не вслушавшись в текст, отвечают: «Аэроплан», «Курица», – определяя ответ только по одному из указанных признаков. Следовательно, задача воспитателя заключается в том, чтобы приучить детей внимательно прослушать текст. Воспитатель рядом наводящих вопросов помогает отгадать детям загадку.

Во время загадывания загадок, показ картинок, их рассматривание и отгадывание соответствующих загадок имеет место преимущественно тогда, когда предмет знаком детям, но не может быть показан.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лапти не плетет

                             (Коза).

В старшей группе можно подводить детей к тому, чтобы они сами придумывали загадки. Однако это допустимо лишь в той группе, где систематически проводилась работа с загадками, и только в том случае, если дети привыкли внимательно наблюдать предмет и описывать его характерные признаки. Воспитатель может дать детям тему для придумывания загадок. Например, зимой, бывая на прогулке, наблюдая за ледяными корочками, дети на опыте познают свойства льда и могут загадывать загадки про лед.

Холодно-лежит,

Солнце пригреет – бежит.

Прозрачное, а не стекло,

Пригреешь – собрать не успеешь.

Загадывать детям загадки можно и на занятии в связи с наблюдением предметов; здесь знакомство детей с загадкой является не главной задачей, а попутной, но решение ее помогает детям осмысливать переносное значение слов.



Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста